Лошади этой породы относятся к группе мелких тяжеловозов и создана путем скрещивания выводных жеребцов Арденские породы с улучшенными местными кобылами средней полосы России, Урала и Украины.
Выводные Арденские жеребцы, использованные в скрещивании, были во многих случаях дисгармоничны, с большим количеством различных недостатков экстерьера интерьера, но отличались хорошей подвижностью, сухостью сложения, неприхотливостью и Добронравов. Они быстро распространились по России, и в 1904 г.. Их разводили более чем в 400 хозяйствах, включая Хреновской и Деркульский конные заводы.
Учитывая большой спрос на лошадей этой породы и им подобных, Арден стали скрещивать с местными кобылами упряжного типа, главным образом из помесями брабансон. Под влиянием систематического отбора экстерьер Премьер поместных лошадей был значительно улучшен, и на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.. Эти лошади обратили на себя внимание. В результате жеребец Каравай с Хреновского конного завода был признан лучшим и удостоен золотой медали.
После гражданской войны импорт лошадей прекратился. Была начата работа по остальным арденами и их гибриды с целью выведения некрупной сельскохозяйственной лошади, сочетает в себе положительные качества исходных пород: высокую работоспособность, доброезжесть, неприхотливость. В результате многолетнего отбора в конных заводах постепенно сложился массив мелких лошадей консолидированного происхождения и типа, заложены и сформированы генеалогические линии Варты, ящиков, Рубикона.
Учитывая однотипность полученных поместных лошадей, их консолидированное происхождение и резкое отличие от типа старого Ардена, в 1952 породная группа была апробирована как новая порода - русский тяжеловозная.
Лошади этой породы отличаются небольшим ростом. Промеры жеребцов составляют: высота в холке - 151,8 см, длина туловища - 164 см, обхват груди - 206,2 см, обхват п ястка - 22,3 см, кобыл - 148,4-160-191,0 -21,1 см соответственно. Для них характерны гармоничное сложение, исключительно доброжелательные характер, неприхотливость и высокая плодовитость.
Голова у них сухая, достаточно легкая, широколобая, с ясными глазами живыми. Шея средней длины, часто красиво изогнутая. Холка, спина, поясница широкие, г. мускулистыми, круп широкий, г. мускулистыми, нормальногонаклона. Грудная клетка широкая, глубокая, ребра бочкообразные. Конечности короткие, сухие, крепкие, правильно поставленные, оброслость невелика. Масть лошадей рыжая, рыже-чала, рыжая в седине, реже - гнедая и вороная.
Жеребцы и кобылы в коневодческих хозяйствах регулярно используются на различных работах, способствует выработке хороших рабочих качеств, доброезжести и отдатливости в работе. Кроме того, это снижает себестоимость получаемой племенной продукции, способствует повышению плодовитости жеребцов и кобыл и отбора лошадей с лучшими рабочими качествами. Кони русской тяжеловозной породы отличаются высокой работоспособностью. В соревнованиях с силой тяги 150 кг кобыла Находка прошла 2000 м за 13 мин; кобыла Геральдика с тяговым усилием 50 кг преодолела эту дистанцию за 5 мин 20,4 с. В соревнованиях на тяговую выносливость кобыла Палатка с силой тяги 300 кг прошла 1091,6 м, а жеребец Рулет проявил максимальную силу тяги 869,5 кг.
Российские грузовики неприхотливы в еде, способны хорошо усваивать корм и сохранять упитанность. Кобылы этой породы в условиях конных заводов отличаются высокой плодовитостью (85-90 жеребят на 100 маток) и хорошей молочностью - даются в среднем до 2700 кг молока. Племенные жеребцы прекрасно выдерживают косячная случку. Продолжительность заводского использования - 20-22 г., Нередко 25-27 лет.
Российские грузовики представляются перспективными и для г. ясного коневодства. Скрещивания жеребцов русской тяжеловозной породы с местными степными кобылами (например, с казахскими) оказалось эффективным. Полученный при таком скрещивании приплод в обычных табуны условиях превосходит местных сверстников по живой массе на 60-70 кг.
Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение по линиям. Главные признаки отбора: крупность, типичность, правильный экстерьер Премьер с учетом результатов использования лошадей на хозяйственных работах и в специальных испытаниях, а также здоровья я, долговечность, плодовитость и молочность. В породе культивируются линии Варты, ящиков, Рубикона, Капито, Свиста и прогрессивные маточные семейства. Ведется Государственная книга племенных лошадей русской тяжеловозной породы.
Породы широко распространена почти во всех зонах страны. Лучшая часть племенного поголовья я лошадей русской тяжеловозной породы сосредоточена в таких крупных специализированных конных заводах России, как Куединский (Пермская область), Хреновской (Воронежская область), Вологодский, а также в Мстиславский в Белоруссии и в Ново-Александровском в Луганской области в Украину. В Башкирии российских грузовиков разводят на племрепродукторе ВО «Пищекомбинат» Стерлитамакского района.