Юрий Болтунов, владелец подмосковных «Куриловском ферм», взялся за реализацию замысла - зарабатывать на увеличении поголовья я не только кроликов, но и кролиководов, - считая, что кролиководство у нас в
отряде еще и потому, что многие кто не знает, как к кролику подступиться. При этом Болтунов готов не только «учить жить» желающих влезть в этот бизнес, но и помогать им материально.Отношение Юрия Болтунова к кроликам в течение жизни постепенно менялось от нежно-восторженного до весьма прагматичного. В детстве он, накормив однажды зверьков строго противопоказанной им капустой, лишился всех своих воспитанников к единому, а затем на полгода вообще забросил кролиководство - пока не утихло горе. Теперь же кролики стали для него в первую очередь бизнесом, который должен непрерывно приносить прибыль. О падеже он говорит почти без горечи: мол, если 30%, то это нормальное явление.
- Главное в кролика - он обязательства связан набирать килограмм в месяц. Если нет, то нужно что-то менять. Проблема либо в кормах, или в маточном составе, или в людях. Но кого-то надо приговорить к «высшей мере», - шутит Болтунов.
Вырос он в селе Курилова, что под Подольском, а с кроликами ладит с двенадцати лет. Выучился на зоотехника, а потом так сложилось, что поехал в Сибирь. В ведомственном учреждении, в котором работал, организовал успешное кролиководческих хозяйство. Теперь вот вернулся в родное Подмосковье й, поработал некоторое время наемным зоотехником, а в августе зарегистрировал собственное ООО «Куриловском фермы», названное в честь деревни, в которой родился. Обустроил клетки, карантин, убойный пункт, упаковочный цех.
При этом Юрий Болтунов прекрасно понимает, что понятие «разведения кроликов» и «прибыльный бизнес» - не обязательно обязательно тождественны. Прямой путь - наращивание производства, увеличение поголовья я - не всегда самый правильный, о чем свидетельствуют неудачи, которые постигли некоторые крупные кролиководческих хозяйства. Зато Болтунов придумал бизнес-схему, которая, как он считает, обречена н
а успех.- Я решил пойти другим путем. Не находить землю, не увеличивать штат, а просто заинтересовать других людей кролиководством, дать им возможность работать и обеспечить им гарантированный сбыт, - формулирует он «миссию» своего предприятия. - Кроликовод не должен думать о том, куда ему поехать, чтобы продать м мясо. За хозяйством ведь просмотром нужен.
При советской власти, по его словам, по подобной схеме работали райпотребсоюза, принимая у сельского населения г. мясо и овощи.
Тем же, кто мечтает «возглавить размножение» кроликов, но не в состоянии приобрести маточное поголовье я, Болтунов готов предоставить своих кроликов в «лизинг». С подопечным хозяйством заключается договор, согласно которому через полгода оно имеет начать возврат молодняка на убойный пункт «Куриловском ферм». Уже проверенным хозяйствам Болтунов предоставляет в рассрочку клетки, которые изготавливаются здесь же, в мастерской «Куриловском ферм». Из прибыли, полученной от продажи кроликов на м мясо и на племя я, они постепенно выплачивают долг. Здесь тоже Болтунова задумка на будущее есть. «Клетки остаются у нас на балансе, - говорит он. - Это чтобы мы могли предоставить в залог Россельхозбанка, когда соберемся взять кредит. Банк готов в залог и кроликов взять, нужно только на рынке дольше проработать. Сейчас наши партнерские хозяйства ожидают нас - мы должны дать им клетки, чтобы они могли развиваться. Так что кредитные ресурсы очень нужны! »
Пока мы ехали в поселок Дубровицы Подольского района, где расположены« Куриловском фермы », Болтунова успели позвонить из Владимира потенциальные партнеры с тревожной вестью: в их области зафиксирована вспышка геморрагической эпидемии (настоящая чума для кроликов). «Да, каждому - двойную дозу вакцины, - коротко распорядился Болтунов по телефону. - Те, у кого есть иммунитет, выживут, а на других лучше не тратить время ». И тут же прокомментировал - уже для «Бизнес-журнала»: «Это хорошо, что они звонят! В кролиководстве нужно все делать по инструкции. Я им сразу говорю: ребята, хотите зарабатывать деньги - никакой самодеятельности. Но у нас проблем с этим нет: сельский человек - прямой, у него всяких «вправо-влево», как в городских, не бывает ».
Есть и обратная сторона: иногда беспокоят по пустякам. «Мы как-то поставили большое поголовье я в Муром, - улыбается владелец бизнеса. - Да они нам оттуда звонили, о каждой околевшую крольчиху отдельно докладывали: мол, помогите, что делать? »
Такой вот у Юрия Болтунова, как модно сейчас говорить,« кластер »кролиководческих задуман: и консалтинг, и кролиководческих хозяйства и переработка м мяса окружающих ферм, и производство оборудования, и сбыт. В центр «кластера» он, естественно, помещает себя.
По ухо не хватать!
На карантине, расположенном на территории «Куриловском ферм», кролики беззаботно ждут часа, когда их отправят на убойный пункт. Далее - упаковочный цех и прилавки. Пока мы идем мимо низких клеток, кролики смотрят на нас из-за сетей: белые и серые великаны, серебристые, рыжие, даже немецкие бараны (это породы такие). Шевелят ушами, принюхиваются, непрерывно жуют.
- Желудок у кролика - как полиэтиленовый пакет: у него отсутствуют м мышцы, - на ходу объясняет физиологию «подопечных» Болтунов. - Поэтому некачественный корм сразу приводит к летальному исходу. В обратный то у него ничего не получается. А есть кролик должен много - если попробуешь сэкономить на корме, он будет медленно расти. А это сплошной убыток.
- И не жалко вам их?
- А вам их есть не жалко? - парирует Болтунов.
Чтобы показать воспитанников во всей красе, он получает их из клеток за шкирку: «Если хватать кролика за ухо, как раньше делали, можно повредить артерию, которая у них как раз возле уха проходит».
В цехе по соседству делают клетки. Пока за месяц проводится всего один шед (конструкция из 20 клеток), но планируется делать один в неделю. Свои клетки Болтунов гордо называет «Куриловском»: мол, в клетках такой конструкции в его родном селе издавна выращивали кроликов. Клетки двухъярусные, разделенные внутри сетчатыми перегородками. Здесь могут находиться одновременно крольчиха и два помета - только родились крольчата и уже подросли. Семейные отношения у кроликов складываются непросто. С одной стороны, когда крольчат отвергают от самки, они могут погибнуть от стресса и смены обстановки, с другой - крольчиха может задавить свой помет: например, почувствовав от него «чужой» запах или пожелав самца (в такие периоды она впадает в настоящее буйство) . Решение проблемы удалось найти: мать отбрасывают за сетку, чтобы и крольчата могли ее видеть, и она не могла им помешать.
Перед тем как попасть в число «франчайзи» Болтунова, новообращенный кроликовод должен приехать на ферму и хотя бы неделю поучиться. В этом деле без специальных знаний шансы на успех минимальны.
- Это даже лучше, если человек раньше не занимался кроликами: у него никаких шаблонов в голове не будет, - говорит Болтунов. - А то начинаешь что-то втолковывать - а он тебе: у меня дед так кроликов кормил, и отец тоже, и я буду. На таких лучше время не тратить. А если человек готов учиться, мы ему дадим для начала дешевую клетку, поголовье я с десяток - пусть попробует. Сразу много нельзя давать. Ему и самому может не понравиться: здесь же и навоз выносить нужно!
Сейчас в «Куриловском ферм» три партнерских хозяйства - «Грибковское» (Владимирская область), «Бийске» (Алтайский край) и «юр Елецкого» (Ивановская область). Установлено там в целом п Пять шедов. Впрочем, еще не время подводить итоги: фирме нет и полугода. Главное, что и среди окрестных жителей интерес к этому проекту есть.
Кролики счет любят
На первый взгляд кролиководство представляется бизнесом на грани фантастики: практически безотходное производство и зашкаливает на бумаге рентабельность. За весь период откорма в 120 дней, до убойного возраста, кролик поглощает 14,5 кг комбикорма (8-10 рублей за кг) и 18 - сена (4 рубля за кг). Итого, по расчетам Болтунова, за свою недолгую, но сытую жизнь каждый кролик "о съедает» хозяина всего на 200