Этологические основы зоокультурного освоения лося

Гриб П.Т. Этологические основы зоокультурного освоения лося// Первое всесоюзное совещание по проблемам зоокультуры. Тезисы докладов. Часть первая. Москва, 1986. С. 132-133.

Этологические ОСНОВЫ

ЗООКУЛЬТУРНОГО ОСВОЕНИЯ ЛОСЯ

В настоящее время, кроме хозяйственного освоения лося, в интенсивном охотничьем хозяйстве наметились возможности содержания его на фермах, с использованием приемов зооветеринарного обслуживания и воспроизведения при пожизненном получении от них продукции.

Разведение лося на фермах, затрагивает все стороны этологии животных, формируя хозяйственно выгодный стереотип поведения.

Лось как о объект зоокультурного освоения с давних пор привлекает внимание людей, но только в Советском Союзе эта работа получила теоретическое обоснование и практическое выполнение благодаря работам проф. Д. А. Мантейфеля и его последователей: Е. П. Кнорре, Н. В. Кожухова и других.

На опытных фермах Печоро-Иличского заповедника и Костромской сельскохозяйственной станции были разработаны основные элементы содержания лосей различных половозрастных групп, с выяснено их качества в зоотехнических условиях, доказана возможность и перспективность их приручения и последующего хозяйственного использования. Но эта работа не вышла за пределы экспериментов. Существующие лосефермы характеризуются небольшими размерами групп подопытных животных, слабой материально-технической базой, отсутствием замкнутого цикла воспроизводства и зоотехнического обслуживания лосей, наличием элементов неуправляемого поведения (свободная пастьбы и случка).

Разработав основные принципы одомашнивания лосей, опытные лосефермы не могут решить ряда экономических задач, что и определяет необходимость перехода от экспериментальных к опытно-производственным и хозрасчетным производственным лосеферма.

Переход к производственным условиям содержания лосей на фермах требует преобразования практически всех типов активности животных, в том числе:

- В оборонном поведении: приручение с использованием импринтинг

а на воспитателя, выработка чувства подчинения и устранение агрессивности к человеку, выработки стадных форм защиты, уменьшение оборонительной дистанции к человеку от видовой индивидуальной;

- В пищевом поведении: приучение к новым кормов и подкормки, управляемый выпас в лесу, изменение биоритмов потребления кормов, приучение потреблять древесно-веточный корм в измельченном виде из кормушек, поедать заданный человеком ассортимент растений;

- В материнском поведении: управление н связью мать - новорожденный в период отела, перенос рефлекса молокоотдачи на человека;

- В половом поведении: проведение ручной случки, искусственный отбор производителей, выработка рефлекса семь семяизвержение на искусственную вагину;

- В социальном поведении: формирование хозяйственных групп,

устранения агрессивности между особями, упорядочение конкуренции в группах без агрессии;

- В комфортном поведении: изменение режима пастьбы и отдыха в соответствии с режимом работы обслуживающего персонала, регламентированный по времени водопой.

Все работы сведены в замкнутый цикл зоотехнического обслуживания и воспроизводства лосей, методически отшлифованный на опытных группах животных и рекомендован производству. Он включает в себя следующие технологические операции:

1) искусственное выращивание молодняка лосей с использованием средств механизации выпойки и эффективной гигиены и санитарии содержания;

2) раздой лактирущих лосиху с применением машинной дойки;

3) индивидуальная и групповая тренировка всех лосей как пользовательных животных;

4) управляемый выпас лосей на лесных пастбищах;

5) откорм лосей порубочных остатков лесосек на открытых откормочных площадках.

Дальнейшее совершенствование этих технологических процессов направлено на переход от индивидуального к групповому обслуживания, от ручного к механизированному и автоматизированного выполнения операций, от опытов к производственному внедрения в практику лесохозяйствеяного производства.