Донская порода

Относится к верховой-упряжных породам.

Одна из старейших отечественных пород лошадей, появление которой относится к ХУ-ХУ1 века. Порода сложилась в казачьих станицах нижнего течения реки Дон. В основе ее формирования лежали местные ногайские кобылы, а в качестве жеребцов использовались, в основном, представители восточных пород - турецкие, карабахские, туркменские. Основным назначением донских лошадей было использование в военных походах и в защите южных рубежей России. Это определяло основные качества породы: выносливость в длительной работе под всадником, неприхотливость в еде, подвижность и поворотливость в боевых условиях, смелость и даже агрессивность при столкновении с противником. История развития донской породы лошадей делится на три периода - формирование так называемой старо-донской лошади, возникновение донской породы как универсальной верховой-упряжные и совершенствование этой породы в условиях советского коннозаводства.

Старо-донская лошадь формировалась в условиях станичных табунов. Эта организационная форма коневодства имела много преимуществ и позволяла вести эффективную селекцию. Кобылы, принадлежавшие отдельным казачьим семь ям, сводились в один табун. Жеребцов для косячная случки отбирали и назначали к отдельным кобыл очень осведомлены, опытные казаки. По такому табуном следили с большой тщательностью, проводили все необходимые обработки, таврение жеребят, их отражение. Табун выделяли лучшие пастбищные участки и заготавливали на зимний период запасы сена. Все это давало возможность выращивания полноценных лошадей. Молодые лошади проходили подготовку и разнообразные испытания в период ежегодных осенних сборов, где ясовувалися их производные и боевые качества.

Старо-донская лошадь характеризовалась средним ростом (150-154 см), сухостью конституции, особой выносливостью и достаточной живостью. Казачьи формирования на донских лошадях зарекомендовали себя как исключительно боеспособные части в военных компаниях XVIII - начала XIX в., Послужило основанием для начала широкого применения этих лошадей и в регулярных кавалерийских частях царской армии. Повышенный интерес к донской лошади стал стимулом перехода от станичной табунной формы разведения к созданию крупных частных конных заводов. Племенная работа в этих заводах была направлена ​​уже не на поддержку и развитие качеств боевой казацкой лошади, а на вывод лошадей более высокого роста, поскольку кавалерийские ремонтеры платили за лошадей «от вершины». Это вызвало широкое применение скрещиваний донских кобыл с жеребцами самых разных пород, которое во многих случаях оказывало на породу негативное влияние. В этот период донская лошадь стала использоваться и как рабочая в развивающихся в регионах Дону крупных сельскохозяйственных производствах. Это назначение также влияло на селекцию и вело к некоторым изменениям типа и свойств старо-донских лошадей.

События Первой мировой и гражданской войн особенно в России нанесли неизгладимый ущерб донскому коневодству. Огромное число лошадей погибло. Остальные лошади в большинстве своем не были лучшими представителями породы. Однако острая потребность в строевой кавалерийской лошади для Красной Армии заставила обратить самое серьезное внимание на восстановление породы и максимальное увеличение ее численности. В Ростовской области было создано несколько конных заводов, получивших статус военных. В этих заводах было собрано лучшее из оставался поголовья я донских лошадей, разработана и применена система культурно-табунного коневодства, велась тщательная селекция по необходимыми признаками. Эти меры позволили уже к 40-м гг .. значительно усовершенствовать донскую породу лошадей и сделать ее одной из ведущих пород верховой-упряжного типа в стране. Донские лошади стали не только основной породой, которая широко используется для комплектования конского состава кавалерийских частей, но и нашли себе место в народном хозяйстве. Они вскоре стали основными улучшателями низкорослые лошадей в Казахстане, в республиках Средней Азии и в восточных регионах России.

В настоящее время лошади донской породы характеризуются следующими основными признаками. Средние промеры кобыл в породе составляют: высота в холке 161 см, длина туловища 165 см, обхват груди 190 см и обхват п ястка 20 см. В экстерьер интерьере донской лошади выделяются: средней длины, хорошо обмускуленная шея, длинная , но не высокая загривок, лопатка средней длины и недостаточно наклонная, спина прямая, прямой, широкий круп, хорошо развитая в глубину и ширину грудная клетка. Крепкие конечности, часто с недостаточным наклоном бабки. В породе не встречающиеся другие масти, кроме рыжей, которая, однако, имеет самые различные оттенки и особенности.

Донские лошади имеют неплохой живостью на галопе и хорошей дистанционно. Результаты суточных пробегов показали, что донские лошади способны проходить за это время до 300 км (лучший результат 264 км, жеребец Каган). В классических видах конного спорта донские лошади не имеют высоких достижений, но некоторые из них показали хорошие прыжковые способности и даже становились победителями и призерами крупных турниров. Испытания лошадей донской породы в упряжи показали, что и здесь они способны развивать силу тяги, которую можно сравнить с лошадьми ваговозних пород.

В породе сформировались и до последнего времени поддерживались внутрипородных типа: характерный, восточный, массивный и верховой. Распределение породы на эти типы позволяло сохранять универсальный характер породы и использовать лошадей для самых различных целей. В породе получили развитие мужские линии жеребцов: Буяна, Королька, Забавник, Бордо и Гульсина.

Основное разведение лошадей донской породы сосредоточено в конных заводах Ростовской области (конный завод им. С. М. Буденного и Зимовниковский) и в республике Калмыкия. Значительное поголовье я донских лошадей также в конных заводах Казахстана и Киргизии.