По данным ГОСНИТИ, в России действует около 650 машинно-технологических станций. Частью из них владеют средние и крупные агрокомпании, которым нужен свой парк техники. Они обращаются к услугам сторонних
Как рассказывает эксперт «Росинформагротех» Валерий Кузьмин, нынешние МТС задумывались совсем не такими, какими они есть сейчас. «В начале 1990-х гг .., когда образовывались новые машинно-технологических станций, предполагалось, что они будут внедрять новые технологии, чтобы способствовать выходу сельского хозяйства из кризиса, - говорит он. - Однако большинство МТС работает по традиционным технологиям и в основном занято обслуживанием крупных сельхозпредприятий ».
Ни себе, ни людям
По данным ГОСНИТИ, число МТС сокращается: по сравнению с 2003 г.. Их стало меньше на 50-100. В Удмуртии 6 из 19 МТС перестали выполнять заказы аграриев и занялись ремонтом сельхозтехники, превратившись в РТП, приводит пример эксперт этого института Сергей Горячев. А в Краснодарском крае от 10 МТС, действовавших в 2003г., Через два года осталось только две, добавляет он. В 2004 г.., Говорят в ГОСНИТИ, МТС вспахали 676,6 тыс. Га, что на 12,5% меньше, чем в 2003 г..
Как считают эксперты, много трудностей МТС связанные с их законодательным статусом. «Я участвовал в создании системы МТС, - вспоминает Евгений Ревякин, бывший заместитель руководителя департамента механизации федерального Минсельхоза. - Мы организовали около 800 МТС по всей стране. Сейчас из них осталось не более 500, из которых 60-70% убыточны ». Основная причина, по мнению Захарова в том, что по указу президента Ельцина (Указ Президента РФ от 10 сентября 1996 № 1341 «О
Кроме отсутствия льгот, положение МТС усиливается неплатежеспособностью агрокомпаний. «Сильные хозяйства могут сами все вспахать и засеять, - рассказывают в ГОСНИТИ. - МТС же в основном создавали для помощи маломощным производствам. Поэтому и сумма долгов за их услуги, которые эти предприятия не в состоянии оплатить, вышла огромным ».
О «кризисе неплатежей» говорят и сами руководители станций. Владимир Федосеев, директор Дмитровского МТС (Курская обл.), Сетует, что в его районе осталось только одно рентабельное хозяйство. «У нас есть твердые гарантии, что они с нами рассчитаются, - уверен он. - А другие думают, что мы находимся на гособеспечении и просто предоставляем им шефскую помощь. В 2006 году, например, мы недополучили 200 тыс. Руб. ». На самом деле предприятие не получает безвозмездной помощи от государства, а технику именно берет в лизинг. Поэтому Федосеев больше не хочет бесплатно работать на недобросовестных партнеров. «Теперь мы выбираем новые хозяйства очень осторожно: предоставляем им услуги на небольшую сумму и требуем расчета, - говорит он. - Если его нет, то сотрудничество прекращается ».
«Когда мы начинали работать, столкнулись с проблемой: вспашем хозяйству землю, а когда во время жатвы наши комбайны приезжают убирать, оказывается, что урожая нету, так как ничего не было посеяно, - разводит руками гендиректор Павловской МТС (Воронежская обл.) Виктор Скутнев. - Значит, и за вспашку рассчитываться с нами нечем ». В 1998 г.. Одно хозяйство задолжало «Павловской» 300 тыс. Руб. Скутнев предложил выход из положения: сдать его МТС 300 га пахотных земель, которую он был готов сам засеять, собрать урожай и компенсировать образовавшийся долг. Однако должники отказались от этого варианта.
Сами себе крестьяне
Горячев констатирует, что с какой бы модели не создавалась МТС, станции могут работать только там, где им помогают местные администрации: предоставляют в лизинг технику и выплачивают часть стоимости обработки залежных земель. В противном случае МТС разоряются, закрываются или меняют статус. «Например, в Краснодарском крае 8 из 10 станций работают как частные предприятия», - утверждает Горячев. «Работа МТС успешна, если ей за счет бюджета или частного инвестора, имеющего госгарантию, помогли приобрести технику, - поддерживает его Кузьмин из« Росинформагротех ». - Не меньшее значение имеет эффективный менеджмент ». По его наблюдениям, наиболее уверенно чувствуют себя на рынке станции, созданные на базе действующих предприятий. Один из таких вариантов - Башкирская МТС, несколько лет назад создана на средства правительства Башкортостана. «Сейчас это крупнейшая в республике станция, - говорит Кузьмин. - У нее 10 филиалов, 708 зерноуборочных комбайнов, большая часть которых - импортные ».
А Горячев с ГОСНИТИ рассказывает о Калужской МТС, имеет статус госпредприятия и созданной в 2003г., Как об одной из самых успешных. Эта станция получает из областного бюджета средства на техническое оснащение, например: в 2005 г.. Они превысили 50 млн руб. МТС заготавливает по договорам корма хозяйствам из 10 районов области. Ее 8 отрядов также оказывают 38 хозяйствам 12 районов услуги по уборке зерна.
Те, кто не может рассчитывать на государственный статус и гарантированные заказы, чтобы избежать банкротства, вынуждены сами становиться сельхозпроизводителями. То, насколько интенсивный процесс перехода МТС в разряд сельхозпроизводителей, показывает рост пахотных площадей в собственности или аренде МТС (см. Таблицу «Показатели МТС»). «Практика показала, что надо брать землю и работать на ней со своей техникой, - заключает Скутнев. - Мы арендовали 300 га земли, затем расширились до 900 га. Теперь у нас уже 9 тыс. Га, на которых мы обрабатываем элитные сорта пшеницы, ячменя, гречихи, гороха и подсолнечника ».
Федосеев с Дмитровского МТС называет переход станций в категорию производителей сельхозпродукции «задачей номер один». Первый участок земли под свое зерновое хозяйство он арендовал три года назад. Сейчас в Дмитровской 150 га своей земли. «Мы почти не зависим от хозяйств, которым предоставляем услуги, - радуется Федосеев. - Работа на земле - это гарантированный доход. Планируем скооперироваться с каким-либо предприятием, чтобы увеличить посевы. А еще можно совмещать различные функции: обработали свою землю, освободилась техника - оказываем услуги другим ». По его мнению, важно, чтобы работа на своих полях составляла не менее 70% общего оборота. Тогда МТС будет считаться сельхозпроизводителем и получит налоговые льготы. «Но пока мы считаемся промышленным предприятием, и налоги забирают значительную часть прибыли», - сожалеет Федосеев.
«Наше хозяйство создавалось в декабре 2005 г.. Сразу как сельхозпредприятие, - рассказывает руководитель Ряжско МТС (Рязанская обл.) Игорь Селин. - Хотя станция и предоставляет услуги другим хозяйствам, наш приоритет - развитие собственного производства ». Его «Ряжск» развивает на 20 тыс. Га - землях бывшего совхоза «Плодовод», пришедший в полный упадок. «Дотаций мы не получаем», - подчеркивает Селин, оговариваясь, что в 2006г. Государство только возместило компании потери 5 тыс. Га озимых.
Число МТС, сумели найти свою нишу на рынке, в ГОСНИТИ оценивают в 350-400. Однако большую роль играет и географический фактор, замечает Горячев: «В Нечерноземье, где хозяйства небольшие и услуги МТС особенно востребованы, этот бизнес будет успешно развиваться, как это происходит в Калужской области. А в южных регионах необходимость в МТС часто отсутствует. Туда идут инвестиции, там сильные хозяйства, в которых собственный парк техники, мастерские, пункты техобслуживания и т. Д. ». Техническая база по мастерской - для многих станций такой же источник дохода, как собственное зерно. К примеру, Ростовская МТС (Ярославская обл.), По данным ГОСНИТИ, половину доходов получает от услуг по ремонту и обслуживанию техники.
Расчеты ГОСНИТИ также показывают, что в МТС техника используется эффективнее, чем в сельхозпредприятиях. Так, в МТС годовая выработка на трактор составляет 1040 условных эталонных гектаров (у.э.га), а в агрохозяйствах - всего 650 у.э.га, на комбайн - 630 у.э.га.
Зачем аграриям свои МТС
Руководители машинно-технологических станций и аграрии по-разному оценивают необходимость создания агрокомпаниями своих МТС. Федосеев с Дмитровского МТС считает, что станции необходимы уже потому, что небольшим хозяйствам невыгодно содержать свою технику. «Зачем им держать, например,« Кировец », который стоит 2 млн руб. и требует сервиса? - спрашивает он. - Одному хозяйству это не под силу. Скооперироваться с другими тоже трудно, ведь фермеры часто не могут договориться, как распределять расходы. Кроме того, если техника своя, то нужны и механизаторы. Но в отдельном хозяйстве для них, как правило, нет достаточного объема работы ».
Крупные хозяйства чаще пользуются услугами МТС. Владимир Залогин, гендиректор «Агросхлебопродукта» (Ставропольский край, выращивает продовольственную пшеницу), сотрудничает с местной МТС «Избердей». «Они нашли свою нишу, - говорит он. - У них большой парк техники, адекватные формы расчетов, полный цикл организации труда ». Хозяйствам готовы организовать свою МТС, Залогин советует тщательно просчитать окупаемость и загружать технику по максимуму. «Техника, взятая в лизинг или в кредит, - дорогое удовольствие, - объясняет он. - Значит, она должна работать интенсивно, чтобы окупиться, а не так, как раньше в колхозах: неделю работает и год простаивает ». Поэтому самый выгодный вариант, по его словам, - это кооперация нескольких хозяйств из разных климатических поясов.
В МТС нужно закупать только технику «для больших работ», продолжает Залогин, а именно энергонасыщенных тракторов и комбайнов, работающих на больших площадях. А вот покупать почвообрабатывающие агрегаты нет смысла, говорит он. Как правило, они есть в каждом хозяйстве.
Во что же обходятся сельхозпредприятиям услуги станций? К примеру, в Дмитриевской МТС уборка 1 га стоит 1200 руб. Хозяйства обычно расплачиваются зерном, говорит Федосеев. «В денежной форме мы получаем не более 30% оплаты», - уточняет он. Некоторые аграрии уверяют, что при больших объемах работ арендовать технику в МТС невыгодно. Александр Зубов, директор «Нивы Оренбуржья», считает, что лучше содержать парк. «На чем ездить дешевле: на своей машине или на такси? - спрашивает он. - Если вы пользуетесь машиной каждый день, то, конечно, выгоднее иметь свою ». Так же считает Залогин: «Своей техникой пользоваться выгоднее, чем арендовать машины. Услуги собственной МТС обходятся нам на порядок дешевле рыночных расценок ».
И все же обращаться к МТС приходится даже хозяйствам с укомплектованным машинно-тракторным парком. «Когда не хватает своей техники, мы арендуем комбайны, - рассказывает Павел Царев, гендиректор группы« Агрогард »(Краснодарский край, 62 тыс. Га). - Расплачиваются деньгами. Это невыгодно, потому что мы должны отдать средства, которые могли бы остаться на предприятии ». Как и Залогин, он создает МТС, чтобы полностью перейти на свои машины.
«Ниве Оренбуржья» приходится арендовать уборочную технику из-за сложных климатических условий региона. «Мы стараемся обходиться своими силами, - оговаривается Зубов, - но поскольку у нас высока вероятность затяжных дождей, то посевную и уборочную нужно проводить оперативно. Поэтому каждый год мы берем в аренду 7-10 комбайнов ». За эту работу он рассчитывается зерном (20-30% от намолота). «Агросхлебопродукт» тоже пользуется контрактными услугами МТС во время жатвы. «В 2005г. Мы привлекли 20 комбайнов и 30-35 единиц автотранспорта для перевозки зерна, - вспоминает Залогин. - За работу рассчитываемся зерном, отдавая не менее 5 ц/га, но в некоторых случаях договариваемся на 17-20% валового сбора ».
Если хозяйство состоит из нескольких подразделений, то руководители агропредприятий считают целесообразным создание общей для всех МТС. «Агросхлебопродукт», основав в 2002 г.. Свою станцию, выделил ее в самостоятельную производственную единицу. «Все машины брались в лизинг на 7 лет, - рассказывает он. - На оснащение МТС мы потратили около 250 млн руб. ». У каждого из 5 хозяйств «Агрогарда» пока своя техника, но Царев уже «выбирает предприятие», на базе которого удобно будет создать МТС.
Тамбовская агрокомпания «Борец» уже сформировала свою МТС и не жалеет об этом. В нее входят 50 тракторов, 16 комбайнов «Дон» и «Нива», а также кормоуборочный комплекс. «У нас своя техническая база, свои инженерная и ремонтная службы, - перечисляет директор« Борца »Анатолий Гречишников. - Услугами сторонних МТС наше хозяйство не пользуется. А когда свой урожай уже собран, мы еще и сами помогаем другим ».
Ольга Фомина
Журнал «Агротехника»
№ 1, зима 2007