А нам оно надо? Российские компании готовы делать биотопливо только на экспорт

Биотопливо - один из альтернативных источников энергии - завоевывает популярность во многих странах. Например, мировое производство биоэтанола превышает 36 млрд л, а ведущими игроками этого рынка являют

ся Бразилия и США. В России - второй в мире стране по количеству площадей для сельхозугодий - вопрос о том, чтобы делать «зеленый топливо», еще только рассматривается, причем перспективность этого бизнеса часто ставится под сомнение. Среди основных причин - нехватка сырья, высокие акцизы на спирт и отсутствие господдержки.

Использование топлива из биологического сырья позволяет увеличить срок службы двигателя и его мощность, снизить выделение вредных выбросов в атмосферу и уменьшить энергетическую зависимость от поставщиков нефтяных и газовых ресурсов, говорят сторонники новой технологии.

Нужна аграрная история

Для производства биодизеля подойдет «любая биомасса как животного, так и растительного происхождения, содержит жиры», - рассказывает Александр Петровский, директор по проектам и инновациям компании «Агролига России». А для выпуска биоэтанола пригодно любое сырье, содержащее углеводы: сахар, крахмал, целлюлозу и т. Д. Поэтому, чтобы получить это топливо, можно использовать и зерновые: ячмень, пшеницу, рожь, кукурузу, а также картофель, перечисляет Петровский .

Из всего альтернативного топлива наиболее рентабельно производство биоэтанола, а также бензинов с добавлением етилтретбутилового эфира (ЭТБЭ) и биодизеля, утверждают в компании «Титан». Технологии производства биотоплива из лигноцеллюлозы (древесины, древесных отходов и т. Д.) И других биоразлагаемых отходов требуют совершенствования и, по разным оценкам, будут готовы к коммерческому использованию через 5-7 лет.

«Кроме целлюлозы можно использовать все, что содержит энергию, - рассуждает директор по коммуникации« Юга Руси »Сергей Каменецкий. - жиры, соединения сахара - все это можно расщепить и получить топливо. Над этими проблемами сейчас работают лучшие научные кадры ». В США биоэтанол производят из кукурузы и пшеницы, а в са

мой продвинутой в этом направлении стране, Бразилии, - из сахарного тростника, напоминает замдиректора ВНИИ картофельного хозяйства им. Лорх Виктор Старовойтов. «[Через переработки тростника на биотопливо] там даже цены на сахар поднялись», - добавляет он.

Для России самым выгодным биодизельным сырьем является рапс, уверены эксперты и участники агрорынка, с которыми удалось поговорить «Агротехника и технологии». «Подсолнух можно сеять только раз в пять лет - это очень тяжелая культура, быстро истощает почву, а рапс - раз в два года, чередуя его с пшеницей», - сравнивает вице-президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев. В России много территорий, благоприятных для выращивания рапса или его аналога - сурепки. Это средняя полоса и области, расположенные южнее, а ближе к востоку страны - регионы до Татарстана. «У нас выживает даже озимый рапс, при этом его урожайность достигает 40 ц/га. Поэтому я всем говорю: занимайтесь рапсом, он обеспечит нормальное развитие сырьевой базы », - агитирует Аблаев.

Российские земли подходят для выращивания рапса, соглашается с ним Петровский. «Яровой рапс мы можем успешно выращивать во многих регионах - от Смоленской до Ленинградской областей, а озимый - в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Калининградской области, где он хорошо зимует», - комментирует эксперт. В то же время, по словам Петровского, урожайность рапса в России низкая: в среднем по стране она составляет 10-11 ц/га. Причины - отсутствие у аграриев знаний и навыков выращивания этой культуры, а также крупные - до 50% - потери при сборе и первичной обработке маслосемян, разводит он руками.

Того же мнения Каменецкий, называющий рапс «очень перспективным продуктом». По данным его компании, потенциально у рапса очень широкий ареал возделывания, вплоть до Вологодской и Архангельской областей, где другие масличные не растут. Однако Каменецкий оговаривается, что лучше рапсовое зона - это центр Германии и Польша, а на наших полях даже соблюдение технологии не гарантирует высоких урожаев.

Поэтому, чтобы научиться производить рапс в достаточном количестве и хорошего качества, нужно время, ведь эта культура на первом технологическом этапе очень капризная, говорит Каменецкий: «Там, где вы сегодня получили хороший урожай, завтра может ничего не вырасти, и наоборот . Таким образом, чтобы говорить о тех же средних показателях урожайности по агроклиматических зонах, у этого продукта должна быть аграрная история, а ее у нас пока нет ».

«Для возделывания рапса требуется повышенная культура производства, так как семена рапса очень мелкие. Для посева нужно «уплотнять» комбайн, тщательно изолируя стыки всех емкостей, чтобы мелкие семена не просыпались в щели », - предупреждает Аблаев.

С трудностями при выращивании рапса сталкиваются во многих хозяйствах. В прошлом году в липецкой компании «Зеросом» средний урожай рапса составил 20 ц/га, всего с 4 тыс. Га было собрано 8 тыс. Т, хотя планировалось получить «гораздо больше», вспоминает гендиректор компании Николай Бобин. «Потенциал полей намного выше. Но такие объемы площадей у ​​нас были в первый раз, и на этот раз мы, конечно, учтем все ошибки, допущенные в прошлом году », - говорит он.

Бензин из картофеля

Рапс не единственная биотопливная культура, уверены ученые. В России одним из основных видов сырья для «зеленого бензина» может стать также картофель, считают во ВНИИ картофельного хозяйства. «Эта культура вполне годится для производства биоэтанола, - уверяет Старовойтов. - Во-первых, у нас есть соответствующая сельхозтехника и большой опыт возделывания картофеля. Во-вторых, он хорошо растет: предприятия, которые выращивают его по современным технологиям, получают в среднем по 30-40 т/га ». По его данным, с 10 кг картофеля можно получить 1 л биоэтанола и 1-2 кг сухих кормов для животных. «Себестоимость биоэтанола [из картофеля] - 35-45 руб./Л, - подсчитывает он. - А поскольку его добавка к бензину составит всего 5%, на цене топлива это почти не скажется, зато токсичность резко снизится ».

Для производства биоэтанола лучше брать высокоэнергетические сорта картофеля, в которых содержится более сухих веществ, таких как крахмал и сахар, объясняет Старовойтов. Лучше всего подходят на ранних, а средние по срокам созревания сорта, например Лорх, Лазурь, Бронницкий и другие. В них этих компонентов более 20%. Не менее перспективным сырьем ученый называет топинамбур. «У нас разработана технология, которую можно использовать для его переработки, - рассказывает он .- Преимущество топинамбура в высокой урожайности (до 400 ц/га и столько же зеленой массы). Значит, и выход спирта будет в 1,5-2 раза выше, а себестоимость ниже ». По данным Старовойтова, в Канаде уже перешли на производство биоэтанола из топинамбра.

Аблаев лишь частично разделяет идею производства биоэтанола из картофеля. «Здесь единственный минус - экономика: картофель плохо хранится и нелегко убирается, - добавляет он. - Да и крахмала в нем всего 15%, остальное - вода, которую еще и отделить надо. А ведь спирт, как известно, производится из сельхозпродукции, которая содержит крахмал или сахар: кукурузы, зерновых или сахарного тростника. Например, в кукурузе до 70% сахара ». Чтобы получить этанол, придется переработать очень много картофеля, делает он вывод. А с тонны кукурузного крахмала получится до 410 л этанола, а также побочные продукты, приносящие дополнительный доход производителю: кукурузное масло, сироп, клейковина, глютен и барда. Поэтому картофель лучше рассматривать как дополнительный источник сырья, резюмирует Аблаев.

Культура четких технологий

Успех биотоплива на Западе эксперты связывают с господдержкой этих проектов. Первоочередные вопросы, которые там решают с помощью биотопливных проектов, это снижение зависимости от внешних поставщиков нефти и повышение занятости сельского населения. «В Европе высокие цены на ГСМ, поэтому государственная политика направлена ​​на поддержку производителей биотоплива", - добавляет исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. «На Западе производители биотоплива и рапса имеют очень хорошие преференции от государства, - завидует Петровский. - Это дотации и субсидии фермерам и производителям биотоплива, которых у нас, к сожалению, пока нет ».

Вторым фактором, стимулирующим развитие альтернативного топлива, является борьба за экологию. Скоро страны ЕС начнут переходить на норму Евро-5, по которой содержание серных примесей в дизельном топливе минимально, говорит Петровский. Однако их отсутствие, по его словам, может негативно влиять на характеристики работы двигателя из-за потери смазочных качеств горючего. «Поэтому добавка 5% биодизеля будет европейцам вещи: она вернет смазывающие вещества, - объясняет Петровский. - То есть кроме экологии это еще и вопрос технических характеристик топлива ».

Основным препятствием для начала производства биотоплива в России специалисты называют «непродуманной акцизную политику» государства, по которой стоимость нового горючего будет выше традиционного бензина. «У нас производство биотоплива облагается теми же налогами, что и водки - 162 руб./Л безводного спирта. С точки зрения нашего государства смесь спирта с водой и спирта с бензином - одно и то же, - возмущается Аблаев. - Именно поэтому все товары, идет на экспорт, а внутри страны заниматься этим пока невыгодно ». С ним согласен Старовойтов с ВНИИ картофельного хозяйства. «Поддержка [производителей биотоплива] должна заключаться в отмене высокие акцизы на моторные бензины, - говорит он. - Если не убрать эти безумные налоги, то производство биотоплива никогда не станет рентабельным ».

Аграрии подтверждают выводы экспертов. Директор агрофирмы «Кримм» (Тюменская обл.) Геннадий Рязанов, который рассматривал возможность производства биотоплива, решил отказаться от этого проекта. «Если продать сырье (например, рапс) по рыночным ценам и купить топливо на Западе, то получится даже дешевле, чем производить его самому», - рассказал он. По подсчетам Рязанова, биотопливо, произведенное в России, будет дороже бензина на 4 руб./Л.

В желании заняться производством биотоплива в прошлом году заявлял и один из крупнейших в России холдингов, «Разгуляй». Но пока это только планы. Алексей Иванов, гендиректор зернового субхолдинга «разгула», говорит о неразвитости сырьевой базы и сильной зависимости нашего бизнеса от законодательства стран-потребителей. «В России выращивается в десять раз меньше рапса, чем понадобилось бы компаниям по его переработке, - говорит он. - Поэтому фирмам, собираются заниматься, например, биодизелем, придется самим осваивать производство рапса ». К тому же ЕС квотирует закупки биотоплива. Это естественно, ведь на Западе больше заинтересованы в поставках полуфабриката - рапсового масла, чем готовой продукции, заключает Иванов. У самого «разгула» твердого решения строить завод по производству биотоплива пока нет, признался он.

Петровского с «Агролига» не удивляет нежелание агрокомпаний производить биотопливо и сырье для него: это будет интересно, только когда аграрии получат надежного потребителя и будут уверены, что смогут выгодно продать выращенный урожай. «А в России цены на рапс осенью 2006 г.. Были на уровне 160-170 евро/т. В Европе же они в 1,5 раза выше», - уверяет он. Расширению площадей под рапсом также препятствуют пошлины на вывоз масличного сырья (15%), дефицит качественных семян, отсутствие в хозяйствах сушильного оборудования, скудный ассортимент средств защиты растений и недостаток специалистов в хозяйствах.

Рапс - это «культура четких технологий»: его высевают строго в течение десяти дней, иначе можно потерять до 30% урожая, предупреждает Петровский. А в хозяйствах часто нет комбайнов с удлинителем жатки и сушильного оборудования, без которого просто не обойтись при выращивании рапса. Если в течение суток после сбора его высушить до 7-9% влажности, то, как говорят крестьяне, он просто «сгорит».

И все же в России есть хозяйства, не только производят сырье для биотоплива, но сами пашут и сеют на нем. В агрофирме «Кадниковское» (Алтайский край) третий год выращивают рапс и производят из него биодизель для собственной техники. Директор хозяйства Петр Першин уверяет, что использование «зеленого горючего» выгодно. «Мы вынуждены были перейти на него, потому что платить 18 руб. за литр дизеля слишком дорого, - рассказывает он. - А себестоимость рапсового масла обходится всего в 6,7 руб./Л ».

В «Кадниковском» и дальше намерены работать на биодизеле. Осталось только до конца отработать технологию выращивания рапса, которая, по словам Першина, очень сложная: «У нас то засуха, то крестоцветные блошки напала [на посевы], так что пришлось увеличить расходы на гербициды». Рапс в хозяйстве обрабатывают препаратом «Круйзер», тратя 12 л/т семян (затраты - 400 грн./Га).

В 2006г. В «Кадниковском» с одного гектара пашни сняли 12 ц рапса. Это не очень много - на паровых участках получилось 17 ц/га. Около 60% урожая пошло на корма, остальное - на биодизель. «Выход масла из одного центнера рапса составляет около 32 л, - рассказывает Першин. - Это зависит от влажности рапса. Чем она ниже, тем больше масла. Поэтому мы приобрели итальянскую сушилку за 1200000 руб., Которая высушивает в сутки 250 т рапса ».

С чего начать

Российская биотопливная ассоциация насчитала в стране не менее 20 проектов заводов по производству альтернативного топлива. По данным журнала «Агробизнес», общая стоимость проектов, о которых было объявлено, превышает миллиард евро. Аблаев назвал пять, которые уже реализуются, в том числе биотопливные мощности мукомольной компании «Пава» (Алтайский край), холдингов «Титан» (Омск обл.) И «Випойл» (Волгоградская обл.). Все они планируют перерабатывать рапс.

По данным Старовойтова, еще один завод строить в Красноярском крае одно из нефтяных компаний. «Мы обязательно попробуем сделать так, чтобы там перерабатывали картофель и топинамбур», - объявляет он. По его словам, строительство производства обойдется в $ 50 млн. «Окупаемость таких предприятий, я думаю, составит 5-7 лет», - рассуждает Старовойтов. Он утверждает, что Минэнерго «предложило» производителям биотоплива льготные кредиты под 4-6% годовых, по которым, закончив строительство завода, можно будет рассчитаться акциями предприятия.

В июле 2006 г.. Липецкие агрохолдинги «Зеросом», «Липецкагроснаб», «Агролипецк», «Русь-Агро» и «Агрохим» решили совместными усилиями строить завод по переработке рапса, подсолнечника и сои. «Мы намерены создать в Липецкой области единую сырьевую зону», - делится планами Бобин из «Зеросом». По его словам, в прошлом году пять липецких компаний засеяли рапсом 25 тыс. Га, а в этом посевы планируется увеличить до 42 тыс. Га. Первый этап проекта - производство 100 тыс. Т рапсового масла с 230-250 тыс. Т сырья, второй - выпуск из него биодизеля. По подсчетам Бобина, чтобы освоить производство масла, нужно примерно 600 млн руб.

Рапсовое масло партнеры будут экспортировать, о сбыте продукции на внутреннем рынке речи пока не идет. «Мы уже подписали протокол о намерениях поставки продукции с 12 заводами в Германии, Австрии, Словакии, в странах Прибалтики, а в мае - июне 2007 г.. Будут подписаны договоры», - перечисляет Бобин. И все же, оговаривается он, без поддержки администрации Липецкой области, которая ввела программу по поддержке производства и переработки рапса, проект вряд ли был бы возможен. «А так нам возмещают 2/3 процентной ставки по банковским кредитам», - доволен он.

По данным газеты «Ведомости», еще одна компания, «Русбиодизель» (дочка немецкой PPM Technologie Gruppe) планирует в мае 2007 г.. Начать строительство завода по производству биодизельного топлива в Краснодарском крае. Инвестиции в проект составят 15,5-17 млн ​​?? евро. На территории комплекса площадью 3,5 га разместятся элеватор емкостью 12 тыс. Т, маслобойня и две производственные установки общей мощностью 100 тыс. Т биотоплива в год. Все работы рассчитаны на 1,5 года. Топливо предполагается не только экспортировать в Европу, но и продавать в России.

В конце 2006 г.. Группа «Титан» при поддержке местных властей объявила о строительстве в Омской области «биокомплекса», который будет одновременно развивать 5-6 отраслей промышленности, включая аграрную, пищевую, медицинскую, фармацевтическую и легкую. «Завод планируется запустить в 2008 г.. Его мощность составит 150 тыс. Т/м.« Биокомплекс »будет включать также большой животноводческий комплекс, комбикормовой завод, убойно-перерабатывающий комплекс и птицефабрику», - сообщили в пресс-службе «Титана». Для обеспечения «биокомплекса» собственным сырьем (не менее 50%) компания создала агрохолдинг, где станут выращивать фуражную пшеницу. «На условиях долгосрочной аренды в холдинге около 50 тыс. Га земли в Омской области. В 2007 г.. Эти площади планируется удвоить », - объясняют в« Титане ».

Комплекс сможет перерабатывать около 600 тыс. Т зерна в год. Его будут подвергать глубокой переработки, получая на выходе обезвоженный денатурированный этиловый спирт (биоэтанол) и сопутствующие продукты - сухую барду и отруби (240 тыс. Т/г.), Сухую клейковину (59 тыс. Т) и углекислый газ (115 тыс. Т ). Первый этап проекта с объемом инвестиций не менее 300 млн евро реализуют в ближайшие три года, а окупят биокомплекс - за 4-5 лет с момента запуска, рассчитывают в «Титане». Частина об'єктів інфраструктури майбутнього комплексу профінансує омська обладміністрація.

Як і «ЗеРос», спочатку «Титан» планує постачати паливо лише на зовнішній ринок: активне зростання внутрішнього споживання біоетанолу в компанії прогнозують тільки через 5-6 років.

Коментар

Олексій Аблаєв, віце-президент Російської біопаливної асоціації

Площі під ріпак в Росії зараз займають близько 500 тис. га, але вже в наступному році їх планується збільшити вдвічі. Урожайність ріпаку у нас не дуже висока: у кращих господарствах вона досягає 2 т/га, тоді як у Європі - до 5 т.

Добавка біоетанолу в двигун тільки поліпшить характеристики палива. Завдяки етанолу бензин збагачується киснем, що сприяє його кращому згорянню і зменшує викиди токсичних речовин на 30%, а викиди летючої органіки - на 25%. Крім того, паливо з додаванням біоетанолу запобігає перегріву двигуна, виконуючи функцію антифризу паливної системи, і не викликає забруднення паливних інжекторів. Всі великі машинобудівні компанії, наприклад Saab, Ford, вже розробили автомобілі, які можуть їздити на суміші бензину і етанолу.

У ЄС є пільги не тільки для виробників, але і для споживачів біоетанолу. Наприклад, у Швеції водії машин, що працюють на екологічно чистому паливі, безкоштовно в'їжджають у центр міста і не платять за паркування, також для них знижені податки на авто. Що стосується переробки двигуна для роботи на «зеленому паливі», то вона невелика: модернізуються блок управління і датчик, який регулює рівень повітря в бензині.

Яким буває біопаливо

Основні види біопалива - біодизель і біоетанол. Перший служить заміною дизельному паливу і використовується для дизельних машин, другий придатний для інжекторних двигунів. Біоетанол, що представляє собою етиловий спирт, можна отримувати з зерна, кукурудзи і цукрового очерету, а біодизель (метиловий ефір жирних кислот) - з масла рослинних і тваринних жирів.

Переваги та недоліки біопалива

За:

• Використовуються поновлювані джерела енергії

• Завдяки рослинному походженню паливо не має бензоловим запахом

• Біологічна нешкідливість: при попаданні у воду і грунт паливо не завдає шкоди рослинам

• Екологічна чистота: низький викид CO2 і залишкових часток сірки

• Гарні мастильні показники, що збільшують термін служби двигуна і паливного насоса

• Безпека завдяки високій температурі займання

• Не вимагає серйозних модифікацій двигунів і перебудови заправних станцій

• Знижує залежність від постачальників нафти і газу

Проти:

• Використання у виробництві біопалива традиційних енергоносіїв

• Більше висока потреба в енергії для виробництва, ніж при спалюванні в автомобільному двигуні

• Зниження потужності двигуна на 10%

• Висока собівартість в порівнянні з бензином і дизелем

• Має властивості розчинника, що призводить до швидкого зносу пластикових і гумових деталей автомобіля, вимагає їх заміни на аналоги з фторкаучуку.

Марія Лушникова

Журнал «Агротехника»

№ 1, зима 2007