В этой нише МНОГО МЕСТА

Уже писали в о том, что поголовье я коров в хозяйствах страны все уменьшается и возможно, скоро мы окажемся без натурального молока. Однако в молочном животноводстве есть свободная ни

ша - это развитие козоводства. Знаем, что с являются хозяйства с большим поголовье ям молочных коз (пока единицы), на котором строят бизнес, причем небезуспешно. Мы посетили хозяйство одного из козоводы Кожанова Владимира Тарасовича из республики Марий Эл и подивились, как все разумно у него делается, хотя и потом и кровь й . Но лиха беда начало и есть надежда, что технология производства козьей продукции со временем обкатается и дело пойдет легче. Вопросы этого хозяину задавала Ирина Горбунова.

И.Г. Владимир Тарасович, как вам пришла в голову мысль заняться масштабным разведением молочных коз? Вполне своевременное занятие.

В.К. Вы правы, козья ниша пока свободна, места в ней еще есть.

Если бы я разводил коров, то конечно, достиг какого-то результата и был бы на сто двадцать дев пятом месте с конца. Козьего молока у нас в России пока мало, поэтому с козами в течение п пяти-семи лет можно достичь результата, который в нашей стране будет заметен. Рынок козьего молока невелик, а оно очень полезно.

И.Г. О пользе козьего молока в нашем журнале писали не раз. И именно молоко, и продукты из него не только полезны, но и целебные, о чем сообщают козоводы и подтверждено научными исследованиями.

Когда вы решили развернуть свое предприятие, у вас была какая-то материальная база или дело началось на пустом месте ?

В.К. Нет, не на пустом. У меня уже был бизнес по переработке коров ячого молока. Потом решил попробовать делать козий сыр. Получилось удачно, и мы за него получили на выставке в Москве Золотая осень 3 медали, два раза нашу продукцию отмечали на Продэкспо . Сыр совершенствуем, он сейчас гораздо лучше, чем голландский, который продают везде. Нашей продукцией торгуют в Москве. Я понял, что это свободная ниша, которую можно заполнить. Хотя мой взрослый сын сказал: Козье дело у

нас разовьется, боюсь, через десяток лет, долго ждать!

И.Г. Действительно, как-то обидно, что козье молоко из Франции везут, не говоря уже о сыре, а наше не собирают.

В.К. Потому промышленных козьих ферм в России нет. Те небольшие, которые есть, не получают достаточно молока. С него не совершай достаточно продукции для реализации через магазины. По уровню козоводства мы, считаю, на уровне средней группы детского сада. К тому, чтобы говорить о настоящее молоко, нам еще п Пять-шесть лет работать надо. Вот посчитайте, что у нас в стране являются: ферма в Краснодарском крае, где, возможно производят 1-1,5 тонны молока у нас - 2 тонны, ну допустим, еще две-три фермы + Что тут продавать? Даже если бы в промышленном производстве надаивали по России от коз 10 т молока, то это все равно так мало, что, считай, у нас его нет.

И.Г. Не думаю, что из Франции везут в Россию много молока.

В.К. Везут столько, сколько смогут продать. Значит, больше спроса нет, а то бы привезли, хоть залейся.

И.Г. Говорят, очень сложно получить документы на продажу козьего молока.

В.К. Есть Технические Условия , разработанные Ставропольским Институте. Это основание для продажи сырого козьего молока на переработку. А каждое предприятие переработки должно пройти свой путь: оформить документы, написать ТУ и т.д. А как же иначе? Мы предложили купить у нас эти ТУ за разумные деньги, никто не пожелал.

И.Г. Как по-вашему, насколько большой спрос на козье молоко в магазине?

В.К. Наш покупатель все-таки должен еще к нему привыкнуть. Не все пока почувствовали его пользу. Надо козье молоко шире рекламировать. Мой знакомый, руководитель одного из хозяйств, посетил нашу ферму, впервые попытался козье молоко и сначала сказал: Молоко как молоко, ну может, чуть послаще, чем коров яче. А на второй день поделился со мной: Нет, молоко все-таки другое, у меня в животе не урчащего . Другой знакомый страдает желудком. Так теперь как только начинаются боли, он дня три п есть понемногу подогретое козье молоко, и боли отступают. Интересно, что еще два года назад разговоры о козьем молоке не вызывали у наших московских партнеров ничего кроме улыбки. Теперь же к нам совсем другое отношение. Если весь мир п есть это молоко, то рано или поздно в России с появится достаточно людей, которые берегут свое здоровье я и будут этот продукт покупать.

И.Г. Какие козы в вашем хозяйстве? Сейчас все хотят породных зааненских. А так они хороши для нашего климата?

В.К. На одну из ферм, кажется, в Ленинградской области, привезли зааненских коз из Голландии. Суточный удой всего 1,54 л от козы. Прошел слух, что с этой фермы собираются продавать на племя я козлов по 1200 евро. Кто купит, не знаю. А наши козы - это местные, улучшенные зааненскими. Уже п пятое поколение, по зоотехническим правилам уже считаются чистопородные. Зааненских мы завозили из Ставропольского института. Суточный удой у наших коз 2,5-3 л.

И.Г. Многие козоводы считают, что и три литра в день от зааненских - удой маленький. Обычно породных животных заводят ради большого удоя.

В.К. Надо четко представлять себе разницу между животным в личном хозяйстве и животным на товарной ферме с большим поголовье ям. Между ними такая же разница как между Мисс Вселенной и среднестатистической женщиной. От одной до п пяти коз во дворе й - это любительство для души . Их пасут обязанности обязательно, с каждым разговаривают, учитывают их прихоти. А мы не можем так вести дело. Собрать на ферме три тысячи, даже триста таких особо молочных животных - нереально.

И все же мы тоже знаем, что козы - животные, приятные в общении, они к нам привыкли. Когда только начали дело, бывало, зайдешь на ферму - козы по стенкам шарахаются, а теперь спокойны. Мы сейчас своих коз плетемся, но планируем увеличить поголовье я, и тогда организовать пастьбы будет сложно. Станут гулять только в загонах.

И.Г. А как организовано кормления?

В.К. На пастбище подсевают многолетние травы. 500 га занято люцерной, козлятника и клевера-злаковой смесью. Сами готовим сенаж. В этом году запасли его столько, что избыток даже продавали.

В рацион входит и зерно. Его екструдируем, то есть под давлением получается что-то вроде воздушной кукурузы . При этом крахмал превращается в сахар, благодаря чему повышается усвояемость зернового корма. Кроме того, от высокой температуры зерно обеззараживается.

Выращиваем на своих полях озимый ячмень. Сегодня им занято 250 га, но планируем увеличить его посевы до 400 га и в конце концов довести до 1000 га. Выращиваем и озимая рожь. Пока не знаю, правильно ли делаю, может быть, зерно проще было бы покупать? Я думал, что если мы докажем площадь зерновых до 2000 га, то это направление имеет оправдать. Получим свои корма, а при покупке они никак не могут быть дешевле. Если будут излишки, можно будет их продать.

И.Г. Пока вставали на ноги пожалуй шишек набили?

В.К. Ну как же без этого! Вот например, такое хорошее у нас детское отделение для содержания козлят. Солнечно, цветы на подоконниках. Вокруг все деревьев яне - и перегородки, и кормушки, и + пол. Здесь и была наша ошибка. Дерево - это прекрасно, но под деревом пол бетонный. А морозы у нас сильные. Если в помещении 12 градусов, то на полу еще холоднее. Вот и простудился молодняк. Теперь закладываем глубокую подстилку. Сверху на накопился слой станем накладывать свежую солому. Такой пол будет сухим и теплым сам по себе. Зимой в помещении для взрослых коз поддерживаем, температуру не ниже 6 градусов, а там, где находятся маленькие - не ниже 12 градусов.

И.Г. Какие еще проблемы ждали вас в этом бизнесе?

В.К. У нас производство мелкотоварное, значит, себестоимость продукта высокая, сил на все не хватает. Обычно говорят, что проблема - в сбыте. Но есть и неожиданно мелкие трудности. Скажем, собираемся ли мы делать стерилизованное молоко, а