Тяжелоупряжные породы лошадей

Результатом многогранной работы ученых, специалистов и работников хозяйств стало создание отечественных пород тяжеловозов-советского, российского, владимирского и латвийского, которые по своим качествам

вполне отвечали требованиям народного хозяйства нашей страны (таблица I).

Трудно упряжные породы:

Советская тяжелоупряжные порода. Это наиболее крупная тяжелоулряжная порода в нашей стране. Она выведена скрещиванием брабансон с местными лошадьми упряжного типа различного происхождения (помеси Арден, першерон, битюгов и др.) Импортные Бельгии и Голландии жеребцы брабансонской породы размещались как в государственных конных заводах, которыми до 1917 года были Хреновской, Деркульский и Починковском, так и в заводских конюшнях, а также в помещичьих хозяйствах многих областей России. По мере накопления помесей II, III и IV поколений перешли от поглотительного скрещивания к воспроизведенной и разведения помесей желательного типа в себе .

Постепенно в Починковском конном заводе Нижненовгородской области и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Нижненовгородской, Ярославской. Владимирской областей и Мордовской АССР был создан своеобразный массив лошадей тяжелого типа, значительно отличался от брабансон. Такой тип отвечал требованиям сельскохозяйственного производства. Новая порода была утверждена в 1952 году.

Лошади советской тяжеловозной породы имеют разносторонними рабочими качествами: скоростью, силой, выносливостью. Племенные кобылы колхозов, совхозов и конных заводов постоянно используются на сельскохозяйственных работах. Лучшей части породы, сосредоточенной в конных заводах, присущие крупность, массивность, гармоничное сложение, крепкая конституция

Советские тяжелоатлеты имеют пропорциональную голову, массивную шею, широкую, но не высокую холку; глубокую и широкую грудь; короткую, широкую и прямую спину, очень широкий раздвоенный и свислый круп: толстую кожу. Из недостатков экстерье

ра интерьера встречается м якуватои бабок, сырость суставов, косолапость, саблистов конечностей. Ос ¬ новных масть рыжая (65%), рыже-чала (13%), ворон-чала, бурая, игреневая.

Современные жеребцы советской тяжеловозной породы несколько облегчены, что отвечает требованиям производства подвижной, сухой рабочей лошади. Но с учетом перспективы использования этих лошадей в г. ясном и молочном коневодстве снижение массивности может оказаться нежелательным. В породе выделяются три типа: основной, облегченный и более тяжелое. Лошади этой породы очень скороспелые. При нормальных условиях выращивания 6-месячные жеребята весят 360-380 кг, а в годовалом возрасте 520 - 540 кг. Молочная продуктивность чистопородных кобыл кумысной фермы Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства по данным И. И. Сорокиной, составила в среднем 3287 кг. Животные этой породы отлично используют пастбища, грубые и сочные корма, хорошо акклиматизируются в суровых условиях и нетребовательны к содержанию. Эти ценные качества обеспечили популярность породы в деле улучшения рабочих лошадей и сделали ее весьма перспективной в г. ясном коневодстве.

Плодовитость кобыл конных заводов 65-76%, срок племенного использования 16-.18 лет.

Племенная работа с породой направлена ​​на совершенствование форм телосложения и рабочих качеств лошадей. В породе выделено ценные линии: 508 Румба, Боже, 977 Режима. Жасмина. 284 Ковбоя, 885 Флейтиста и другие семейства (рулетка. Ревекки. Зозули. Метели. Куклы).

В Мордовском конном заводе сложился своеобразный тип лошадей советской тяжеловозной породы, что было обусловлено подлило крови суффольков, предоставили животных этого хозяйства сухость, хорошие движения и энергетический темперамент.

Лучшее племенное поголовье я советских тяжеловозов находится на племенных фермах колхозов и совхозов Ярославской, Горьковской, Владимирской и Тамбовской областей, Мордовской АССР и Украинской ССР (Сумская область). Наиболее ценное племенное поголовье я сосредоточено в Починковском (Горького) и Мордовском конных заводах.

Российская тяжелоупряжные порода. Лошади этой породы предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ. Кроме того, они имеют хорошие м ясные качества и высокую продуктивность, что делает русский ваговозних пород весьма перспективной в продуктивном коневодстве.

История создания породы относится ко второй половине XIX века, когда в России начали поступать все больше партии горных Арден из Бельгии. Эти животные были недостаточно гармонично сложенными, имели м которую спину, свислый зад, отмечалась саблистов конечностей. В то же время поступили ардены отличались хорошей работоспособностью и неприхотливостью, что способствовало их широкому распространению.

Они начали их в основном помещичьи хозяйства, а также государственные - Деркульский и Хреновской конные заводы и ферма бы. Петровской сельскохозяйственной академии (ныне ТСХА). на которую ардены были завезены в 1861 году. К 1904 году их разводили в 376 хозяйствах, а в штате жеребцов госконюшен в 1915 году они составили 25,8% от всех производителей тяжелоупрнжного направления.

Чтобы увеличить поголовье я Арден, их разводили не только «в чистоте», но и скрещивали с кобылами упряжного типа различных пород, преимущественно брабансон и першерон. В этой связи с этим поместное поголовье я различалось по типу и происхождению.

После Великой Октябрьской социалистической революции племенную работу с породой Арденские и ее помесями стали вести государственные конные заводы в направлении типизации поголовья я и консолидации желательного типа, в результате работы создан большой массив племенных лошадей планового типа и выведены заводские линии (Каракуль, ящиков, поденщика, Рубикона). Утверждена порода в 1952 году.

Лошади русской тяжеловозной породы небольшие, но характеризуются отлично выраженными упряжными формами, они широкотелых, имеют крепкую конституцию и уравновешенный темперамент. К корму неприхотливы, способны хорошо его усваивать и сохранять упитанность. Кобылы этой породы в условиях конных заводов отличаются высокой плодовитостью - 85-90 жеребят на 100 маток.

Продолжительность заводского использования 20-22 года, нередко 25-27 лет. Масть российских грузовиков рыжая, рыже-чала, рыжая в середине, реже гнедая и вороная. Скрещивания жеребцов русской тяжеловозной породы с местными степными кобылами оказалось эффективным. Молочная продуктивность чистопородных кобыл во Всесоюзном научно-исследовательском институте коневодства составляет в среднем 2732 кг. Племенные лошади русской тяжелоупряжные породы используются па сельскохозяйственных работах.

Это снижает себестоимость получаемой племенной продукции, способствует повышению плодовитости жеребцов и кобыл и отбора лошадей с лучшими рабочими качествами. Порода широко распространена почти во всех зонах страны.

В породе существуют два типа: уральский (больше) и Новоалександровский (менее большой, но более сухой, гармоничный). За последнее время созданы линии лазутчика, Коварного, горностай, разрядники, Капитана и других, а также высокоценные семейства (026 Булки, 144 Норки. 1611 Салфетки. 0348 кулиги. 0340 Хрустальной и др.)

Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение по линиям.

Главные признаки отбора: крупность, типичность, правильный экстерьер Премьер с учетом результатов использования лошадей на хозяйственных работах и ​​в специальных испытаниях, а также здоровья я, долговечность, плодовитость и молочность. Лучшая часть племенного поголовья я лошадей русской тяжеловозной породы сосредоточена в четырех крупных специализированных заводах: Ново-Александровском Ворошиловградской области, Куедннском Пермской области. Красноармейском Свердловской области и Мстиславского Могилевской области. Есть эти лошади в Херсонском конном заводе Воронежской области, Пермском Пермской области, путей сообщения Курганской области и некоторых других.

Литовская тяжеловозная порода. Выведена в Литовской ССР скрещиванием жмудских лошадей преимущественно с арденами шведского происхождения. На территории Литвы издавна разводилась хо ¬ рошо приспособлена к местным условиям, выносливая лошадь. сведения о которой встречаются в иппологической литературе XVI века.

Использовали ее для транспорта и в сельском хозяйстве. В сот ¬ рой половине XIX века с ростом грузооборота и интенсификацией земледелия жмудских лошадей начали улучшать большими тяжеловозными породами, в основном бельгийскими арденами, выращенными в Швеции. Помесей III-IV поколений разводили в себе . В поместных животных выносливость и неприхотливость местных лошадей сочетались с массивностью и крупностью Арден.

Большую роль в развитии тяжеловозной коневодства Литвы играли коневодческие и сельскохозяйственные общества, а также Вильнюсская земская конюшня.

Типизацию поголовья я завершили организованы советской властью Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайняискнй и Таурогский племенные питомники. Утверждена порода в 1963 году.

Лошади литовской тяжеловозной породы имеют хорошо развитые м мышцы, крепкую конституцию и спокойный темперамент. Из недостатков экстерьера интерьера встречаются грубоватая голова, м которая спина, косолапость, саблистов конечностей и некоторые другие. Лошади этой породы преимущественно рыжей (70%) и гнедой (22%) масти. Отличаются долголетием, плодовитостью, здоровья ям. В литовской тяжеловозной породе испытаниям подвергается значительная чаем. Племенных лошадей, повышает эффективность улучшения породы. Литовские грузовики используются как рабочие животные, как улучшители поголовья я в республике и соседних областях РСФСР, кроме того, их экспортируют для убоя на м мясо.

В породе выделено дев Пять линий и 13 семей. Лучше поголовья я этих лошадей находится в Судавском и Жагарском конных заводах, которые одновременно выполняют функции госконюшен и частично племенных питомников. Каждый из п пяти конных заводов республики имеет зону деятельности в 8-11 административных районах. Таким образом, конные заводы обслуживают всю территорию республики.

Владимирская тяжелоупряжные порода. Выведена на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей, в районах так называемого Владимирского Ополье. Основную массу конского поголовья я этих районов составляла мелкая (высота в холке до 133 см.) Крестьянская лошадь крепкой конституции, вынослива, но слабосильная.

В конце XIX в., Когда в крестьянском хозяйстве деревьев пьяную соху и борону стали вытеснять тяжелые плуг и борона, нужна более сильная рабочая лошадь.

Около расположены крупные промышленные города (Иваново, Ярославль, Москва и др) также требовали лошади тяжелого типа. В 1886 году была организована Гаврилова-Посадском государственная заводская конюшня, которая была укомплектована рысаками и лошадьми ваговозних пород, как першерон, суффольки, суффолькклейдесдали и ардены.

Скрещивание местных кобыл с жеребцами этих пород привело к постепенной замене беспородных лошадей улучшенными гибриды. С 1901 г.. Состав производителей заводской конюшни пополнился 32 жеребцами клейдесдальской, а в период с 1910 по 1917 - 13 жеребцами шайрской породы. В крестьянских хозяйствах, расположенных вокруг Гавриил-Посада, Юр ев-Польского и Суздаля, использовались в случке преимущественно клейдесдальские жеребцы ,, что способствовало дальнейшему укрупнению лошадей и предоставления им упряжного тяжеловозной типа. С 30-х годов началась плановая племенная работа по разведению и типизации высококровных помесей, содержащихся на 98 племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей. Организованный в 1936 г.. Гавриил-Посадский государственный племенной рассадник завершил многолетнюю работу по созданию новой тяжеловесной породы, официально утверждена в 1946 году.

Лошади владимирской тяжеловозной породы отличаются большим ростом, хорошо развитыми м мышцами, крепкой конституцией и энергичным темпераментом. Животные сильные и выносливые в работе, имеют свободные движения па шагу и рыси, хорошо приспособлены к условиям средней зоны нашей страны. Экстер интерьерные особенности этой породы следующие. Голова большая, сухая; шея длинная, с сильно развитыми м мышцами; круп раздвоенный, немного приспущен: конечности крепкие.

В некоторых лошадей наблюдается большая оброслость конечностей, склонность к мокрецы. Масть гнедая (82%), ворона (7%) и руда (7%), на голове и конечностях имеются большие отметины. Владимирский тяжеловоз достаточно скороспелый: в три года жеребцов и кобыл используют для воспроизводства и на сельскохозяйственных работах. При нормальных условиях кормления и содержания кобыл выход жеребят составляет 75-80%. Продолжительность заводского использования лошадей этой породы 18-20 лет.

Основной задачей племенной работы с породой является совершенствование типа, экстерьера интерьера и упряжных качеств животных. Главный метод племенной работы - чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся лошадей владимирской породы и кроссов. Лучшие племенные лошади сосредоточены в Гавриил-Посадском (Ивановской области) и Юрьев-Польском (Владимирской области) конных заводах, а также на племенных фермах колхозов и совхозов, в породе создано более 10 линий, лучшие из них линии Литого, Ландыши, Холода, Глен , Альбина, стандарта, Шерифа.

Существенными факторами, оказывают большое влияние па совершенствование лошадей владимирской породы, является увеличение маточного поголовья я конных заводов, рост численности лошадей перспективных линий, восстановление тренингов и испытания молодняка, проведение выставок и выводок племенного поголовья & # 39, я, более широкий обмен производителями между племенными хозяйствами разных категорий.

Источник: Конь на личном подворье й

А. Н. Семин, Н. П. Береснев, Ю. А. Кирсанов, А. В. Лиходеевский

Екатеринбург: Издательство Уральского университета совместно с МП «Пиппы», 1992 г.