Рационы с защитой

В последние десятилетия благодаря работе ученых-генетиков были выведены породы молочных коров, в отличие от прежних дают более 6 т молока в год. Но чтобы получать от стада максимальную отдачу, недостато

чно просто купить высокопродуктивных животных и выбрать оптимальную технологию их содержания. Важно подобрать сбалансированный кормовой рацион. А при неправильном питании корова служит менее 2 лактаций вместо положенных 5. Тревожные факты уже есть: с 85 тыс. Коров, завезенных в Россию по нацпроекту «Развитие АПК», 15 тыс. Уже выбраковали. И это только начало.

Одна из основных проблем российского животноводства заключается в отсутствии верного подхода к кормлению высокопродуктивных молочных коров с генетическим потенциалом больше шести т молока в год. Во всех регионах животных в принципе кормят примерно одинаково, просто с некоторыми «особенностями». Так, в Ленинградской области в кормах больше ячменя, а на Кубани - кукурузы. Однако все эти рационы далеки от совершенства: молочному КРС в первую очередь необходим белок. И хотя в том сенажных-силосном рационе, который ежедневно потребляет корова, содержится определенное количество белка, его не всегда хватает для жизнедеятельности и успешной лактации.

Проведем приблизительные расчеты. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности коровы с живой массой 500 кг нужно 450 г/сут. белка. На каждый литр молока, который она должна сделать, нужно еще 42 г белка. Таким образом, корове с производительностью 30 л/сут. нужно 450 г белка на жизнедеятельность плюс 1260 г (30 раз по 42) на молоко, вместе получается более чем 1700 г белка в сутки. Для сравнения, в сенажных-силосном корме содержится только1200 г, а значит, ежесуточно животное недополучает около 500 г белка. Где их взять?

Немного истории

В аграрный период развития общества, который длился около 10000 лет, корова потребляла грубые корма из окружающей среды, не конкурировала с человеком за зерно и давала 6-7 литров молока в день (около 2 т в год). В этом животному хватало, чтобы накормить

потомство. Но с тех пор как он начал приручать КРС, проводить селекцию, выводя молочные породы, и забирать часть молока себе, началось постепенное увеличение надоев. В результате всех этих изменений был достигнут новый уровень - около 3-х т молока в год.

По аграрным наступил индустриальный период, длившийся 200 лет. В течение этого времени человек перевел часть физического труда на машины. Были изобретены доильные установки, упаковочная техника, появилась технология сушки молока, а чтобы удовлетворять растущие потребности, человечество научилось получать от коровы 5-6 тонн молока в год.

25 лет назад началась информационная эпоха. В это время на западе развились новейшие технологии и науки. В числе последних была генетика, находившейся в СССР фактически под запретом. Неудивительно, в этой сфере мы очень сильно отстали. И если в 1950-е годы наше животноводство еще можно было сравнивать с зарубежным, то в 1970-е мы совсем об этом уже не было и речи. Потенциал российских коров не превышал 5-6 т, в то время как на западе были выведены более производительные породы, начали давать по 10 -12, а то и по 16 т молока в год. Вместе с выводом высокопродуктивных пород животных на западе развивалась новая кормовая промышленность.

Кормление «с нашего стола»

Теперь российские фермеры завозят этот КРС в нашу страну и сталкиваются с неожиданной проблемой. Еще бы: многие дают элитным западным бычка и телочку, привыкшим к совершенно другим рационов, такие же корма, как и русским. Привозя в хозяйства новое стадо, наши аграрии думают: «Что же, у нас своего корма спорт». Но оказалось, что новым коровам нужна другая еда. Более того, корма «с нашего стола» западную корову просто-напросто теряют! У нее появляются болезни печени, из-за чего срок хозяйственного использования такого животного не превышает 1,5-2 лактаций, хотя в нормальных условиях он должен быть не менее 5.

Как быть в такой ситуации?

Давайте снова обратимся к цифрам. Низкоудойной корове, которая дает 15 л молока в день, ежедневно нужно только 0,5 кг подсолнечного шрота, поскольку 1200 г белка для жизнедеятельности она получает с основным кормом. А вот если корова дает 30 л, то ей, чтобы набрать недостающие для такого количества продукции 500 г, нужно, по нашим расчетам, 42 кг подсолнечного жмыха. При цене на него 3 руб./Кг получается 126 руб./День, что, конечно же, очень дорого. Но не это главное.

Подсолнечник является в России основной культурой, из которой получают белок для кормления КРС. Его источниками являются жмых и шрот, остающиеся после извлечения масла из этой культуры. Но в подсолнечного жмыха и шрота слишком высокий показатель РРП (распадается в рубке протеина, превращается в аммиак) - 97%. И только 3% составляет НРП (нераспадающиеся в рубце протеин), который поступает в тонкий кишечник и там превращается в молоко.

Аммиак, разумеется, тоже нужен, но не в таком количестве, потому что он только частично поглощается микрофлорой рубца. При концентрации более 90% большая часть аммиака всасывается в кровь и далее в печень, вызывая заболевания последней. В результате больной корова отбраковывается уже через 1-1,5 года. Не будет преувеличением сказать, что «тридцатилитровая» корова, поедающая нужное количество белка в составе подсолнечного шрота, получает смертельную дозу аммиака.

В защиту белка

Итак, традиционная добавка - подсолнечный шрот - не в состоянии обеспечить потребность высокоудойной коров в белке. А если давать ей так называемый защищенный белок, то пользы будет больше 30% протеина распадется и превратится в аммиак, а 70% попадет в тонкий кишечник, а значит, пойдет на молоко. Функцию защищенного белка можно сравнить с действием таблеток, покрытых оболочкой. Без нее лекарства могли бы растворяться во рту, не принеся никакой пользы. Но при наличии оболочки они попадают в желудок, действуя на организм более щадящим образом. То же самое и с защищенным белком.

Кроме подсолнечного, в России используют соевый и рапсовый шрот. Первый и последний близки по качеству, но все же подсолнечный шрот по причине высокого распада протеинов подходит для коровы еще меньше рапсового. Лучший НРП в соевого шрота. Однако он не постоянен и может иметь различные показатели. Например, в соевом шроте НРП колеблется между 10% и 40%. Иными словами, в некоторых случаях НРП может составлять 10%, а РРП - 90%. Бывает, конечно, и наоборот. Но когда корову так кормят, невозможно оценить, сколько белка она получила, сколько процентов протеина распалось и повредило ей, а сколько - сохранилось и пошло на пользу.

Не следует забывать и о том, что шрот для маслозаводов является побочным продуктом, поэтому НРП там не контролируют. Существует много способов защиты протеина, но не все хорошие. Например, в Европе раньше для этих целей использовался формальдегид. Но теперь известно, что формальдегидные смолы вредны, так Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запретила использовать их.

Есть еще один вариант. Высокой защищенностью обладают белки животного происхождения - кровяная и мясокостная мука. Однако их использование привело к возникновению в Европе коровьего бешенства. Поэтому американцы - лидеры в этом вопросе - стали исследовать растительные белки. Подобные работы ведутся и в России. Например, Всероссийский научно-исследовательский институт физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных проводит исследования использования защищенного белка в кормлении высокопроизводительного КРС. Долгое время они не были востребованы, поэтому таких коров в России не было. Теперь с помощью этих исследований можно рассчитать рацион животного. А если, как это принято сейчас, рассчитывать потребность в белке по сырому протеину, то не будет учтена его распадаемость в рубце.

Что делать фермерам?

Главное - понять, что высокопродуктивных коров нужно кормить иначе. Все новые способы кормления приходят к нам с Запада. Наверное, поэтому существует закономерность: чем ближе регион к границе, тем выше в нем надои. Например, в Ленинградской области, на границе с Финляндией, кормов меньше, чем в Краснодарском крае, но надои в два раза выше: под Ленинградом - 8 т/год, а на Кубани - 4 т/год. Это происходит потому, что ленинградские фермеры перенимают опыт развитых аграрных стран. Другие тоже могут добиться результатов, которые будут не хуже, чем в питерских аграриев.

Однако секрет успеха не только в кормлении. Если у фермера низкоудойное молочное стадо, я бы посоветовал начать с осеменения. У нас был такой опыт. Когда наша компания купила кубанское молочное хозяйство «Суворова», там надаивали менее двух тонн молока с коровы в год. Денег, чтобы купить новый КРС, не было, и мы решили идти эволюционным путем: начали осеменять нашу красную степную породу спермой голштино-фризских производителей. В результате дела пошли в гору: благодаря оплодотворению у нас появилась так называемая голштинизированных порода и надои стали расти.

Конечно, это очень долгий путь. Он может растянуться не менее чем на три года. В нашем случае процесс улучшения породы занял пять лет. Мы обновили и улучшили стадо, поменяли условия его содержания: построили коровники, купили доильное оборудование, кормоуборочные машины, холодильные установки для молока. В результате мы доказали надои в «Суворово» до 7 тонн в год.

Что эффективнее - улучшать стадо путем оплодотворения или покупать новых коров за границей? Это выбор каждого. Впрочем, те, у кого есть деньги на приобретение западных животных, сталкиваются проблемами, аналогичными имеющимися у владельцев российских коров. Например, крупнейший в стране производитель сырого молока, «Красный Восток Агро», в состоянии купить коров, оборудование и нанять специалистов из Голландии. Но все это не гарантирует успеха и, если рацион кормления не будет содержать защищенный протеин, то можно потерять все. Поэтому в «Красном Востоке агро» очень внимательно относятся к рационов кормления.

Наш опыт показывает, что в хозяйствах, использующих в своих рационах защищенный белок, животные быстро добавляют 3-4 литра молока в день, а содержание в нем белка увеличивается на 0,3%. А, например, в хозяйстве «Рабитицы» (Ленинградская область) сначала надаивали 20 л, а уже через полтора года - 30 л с лишним.

Что еще

Кроме увеличения надоев, я хотел бы обратить внимание на оздоровление животных, чтобы можно было получать от каждого из них по 4-5 телят. Это тоже зависит от качества кормления. Белковая обеспеченность молочных коров влияет на так называемый колострального (материнский) иммунитет. Иными словами, корова, получает достаточно белка, может обеспечить потомству, питающийся ее молоком, повышенный естественный иммунитет организма. Это, в свою очередь, увеличит среднесуточные приросты и позволит до 18 месяцев (возраст первого осеменения) получить телку живой массой 400-450 кг вместо обычных 320 кг. А значит, за счет питания постепенно улучшится порода и изменится все стадо.

При кормлении же обычным продуктом ресурсы животного иссякнут быстрее. Потратив большие деньги на ввоз коровы из-за границы (сегодня это стоит не менее 2 тыс. Евро), вы уже через полтора года можете ее потерять и вынуждены будете ехать по новому животным. Пока ситуация развивается именно по такому сценарию. 25 декабря 2006 на совещании у министра сельского хозяйства Алексея Гордеева была обнародована очень неприятная цифра: с 85 тыс. Коров, ввозимых в рамках нацпроекта «Развитие АПК», уже выбраковано 15 тыс. И это только начало.

Впрочем, питание тоже не способно решить все проблемы. Важны еще и условия содержания КРС. У нас распространено привязное содержание коров, тогда как на Западе абсолютное большинство практикует беспривязную технологию, правильно не только с этической точки зрения (животное должно проводить время именно в тех условиях, которые заложены природой). Получая природный моцион, животное больше двигается, значительно улучшаются вентилируемость коровника и осеменяемость, легче оказываются коровы «в охоте», появляется возможность кормления стада в зависимости от производительности.

Все это оздоравливает животное и позволяет в полной мере использовать его генетический потенциал. Кроме того, беспривязное содержание удешевляет процессы поения и удаления навоза. И хотя попытка оценить эффективность улучшения содержания выглядит не вполне корректно, некоторые хозяйства оценивают отдачу от беспривязи в 5л молока в день.

Практикум

«Орловская Нива»

У коров в среднем происходит по 4 лактации. По словам главного зоотехника Алексея Ветрова, это не очень много. Для увеличения показателей необходимо придерживаться нескольких важных правил, считает он. Во-первых, улучшить кормовую базу, заготавливая качественные корма, балансируя рацион животных в зависимости от их физиологического состояния и продуктивности. Во-вторых, вовремя проводить ветеринарные мероприятия, используя современные методы лечения. В-третьих, обращать внимание на квалификацию, своевременно обучая и переподготавливая персонал, а также перенимая опыт успешных хозяйств.

Что касается модернизации скотомест, то она не обязательна, считает Ветров, но, в то же время можно установить несколько индивидуальных станков для обрезки копытного рога и более тщательного обследования скота. А вот несоблюдение ветеринарных мероприятий может обернуться резким снижением надоев и привесов.

Главный зоотехник советует кормить животных только качественными, правильно заготовленными кормами. Например, стандартным набором: сено, сенаж, силос, концентрированные корма плюс БВМД (белково-витаминно-минеральная добавка), с помощью которой можно оптимально приблизить рацион по питательности к соответствию зоотехническим нормам.

«В наших хозяйствах применяется силосной-сенажных тип кормления. Это сено, солома, сенаж, силос, концентрированный корм и добавки (соль, мел, премиксы и БВМД), - рассказывает Ветров. - Потребность в белке обычно удовлетворяется злаково-бобовыми травами (сено). Также, в зависимости от того, какие результаты мы хотим получить, в зернофураж вводятся 10-15% гороха и БВМД с нормой ввода 5-20%.

Белочная потребность, считает Ветров, можно удовлетворить и за счет подсолнечного шрота. Но другие зоотехнические показатели также необходимо балансировать, а не останавливаться на приведении к норме сырого и переваримого протеинов.

Практикум

«Гомонтово» (Ленинградская обл.)

Содержащиеся в хозяйстве отечественные коровы в среднем имеют по 2-3 лактации. Этого мало, считает зоотехник хозяйства Ольга Довгий. Для того чтобы увеличить количество лактаций, в первую очередь необходимо обратить внимание на здоровье животных, считает она. Для этого в «Гомонтово» проведена модернизация скотомест и внедрены беспривязное содержание. Животных кормят кормами собственного производства (в частности, силосом и фуражного зерна) и покупными концентратами.

Главное при выборе питания - сбалансированность рациона, уверена Довгий. Белковую потребность животных лучше удовлетворять за счет соевого жмыха, советует она. Хотя при кормлении можно использовать подсолнечный жмых и свекловичный жом.

Автор - председатель совета директоров ООО «Центр Соя»

Евгений Кабанов

Журнал «Агротехника»

№ 1, зима 2007